Как пережить кризисный год

Анна Кирьянова дала советы читателям E1.RU

Как пережить кризисный год

Кругом страшные прогнозы и разговоры о том, что денег нет и не будет совсем, цены в магазинах растут, а картину дополняет эпидемия гриппа, которая только-только пошла на спад. Ожидание, что все самое тяжёлое осталось в прошлом году, не сбылось. Чего ждать от наступившего года и как выстраивать свою жизнь, чтобы не впасть в депрессию – с этими вопросами мы отправились в гости к Анне Валентиновне Кирьяновой, психологу, писателю и телеведущей.

– Только давайте закроем комментарии, – попросила Анна Валентиновна. – Так тяжело их стало читать. Мы выступаем невольными пособниками, позволяя людям в картинной галерее плевать на произведения искусства и испражняться там. Не несём ли и мы ответственность, вот я о чем?

– Но ведь в комментариях люди высказывают своё мнение, общаются…

– Люди стали нуждаться в отдушине, в психологическом убежище, а не в этой псевдодемократии, когда можно в комментариях оскорблять, обзывать. Когда обстановка становится тяжелой, когда нагнетаются экономические и политические трудности, когда жизнь становится непредсказуемой в плане терактов, люди начинают искать такое психологическое убежище. Одни находят его в наркотиках и алкоголе – сын Марины Цветаевой, например, в первые дни войны писал в дневнике, что стало невозможно раздобыть спиртное, потому что люди мечутся в поисках чего-нибудь оглушающего. Выпили в аптеках все настойки, взялись за одеколон… Это называется деструктивное убежище, как в детстве: ребёнок, играя, закрывает лицо ладошками и думает, что его не видно.

И второй тип психологического убежища – творчество, уважительное, вежливое общение, духовное развитие. Оно целительно, оно помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями и пройти их без потерь для психики. Сейчас духовная жизнь возрождается – не в плане навязывания религии, а в плане развития интеллекта. И это нужно людям, они сейчас тяготеют к прекрасному.

– В прошлом интервью, год назад, вы делились прогнозами, мыслями. Что сбылось?

– Это были не прогнозы в обыденном понимании, а рассуждения. Сейчас почитаешь экономический, политический прогноз – и один другого хуже. Сулят баталии, волнения, войну, бедность. Человеческая психика устроена так, что негативная информация лучше запоминается. Этот приём берут на вооружение политики, этим грешат многие интернет-издания, причём политически ангажированные. Медик-психиатр Бехтерев, когда писал про психическую инфекцию, выделял две стадии. Первая – астеническая, когда людям нужно внушить страх, тревогу, сказать что-то мрачное. После этого человек легко поддаётся влиянию того, кто называет себя лидером. Для манипуляции – это самая лучшая стадия. Когда люди читают плохой прогноз, они должны помнить, что это хорошо разученная и проплаченная манипуляция. Чем ужаснее прогноз, тем больше за него заплатили.

Я специально изучала прогнозы, которые давали деятели политической и культурной сферы. Один писал, что хорошо, если Новый год мы будем встречать не в бомбоубежище. Ну и что? Где бомбоубежище? Где люди, которые бедствуют? Политический и экономический кризис рано или поздно разрешится. Понятно, что будет тяжело. Вот сейчас я занимаюсь психологией блокады, у меня семья из Санкт-Петербурга, и вот что я хочу сказать: никакого сравнения же. Да, жизнь стала хуже, но все что-то едят, одеваются.

Не стройте грандиозные планы – живите одним поступком

– Есть периоды в жизни общества, когда прогнозировать пятилетками невозможно. Бывают форс-мажоры, кризисы, когда долговременное прогнозирование невозможно. Нужно жить одним днём и планировать что-то на день-два, а в масштабах государства – месяц-два. Сейчас заглядывать вперёд не надо.

– То есть сейчас ничего планировать не надо?

– Новое начинать нужно, но не строить глобальные планы. Есть такое понятие в психологии – беби-степс (детские шажки). Если человек попал в сложную ситуацию, где веют враждебные вихри над ним и непредсказуемо происходящее, нужно жить одним днём и одним поступком. Делай то, что ты можешь сейчас. Делай то, что от тебя зависит. Сколько сил хватит – столько продержись. Этот способ дает прекрасные результаты и при лечении тяжелой зависимости. Вот ты не куришь день – и не думай об этом, ещё день не кури, другой… Так и год пройдёт. Не сожрал, извините за грубость, лишний кусок, и не думай о нём. Может, завтра съешь или потом, а сейчас не надо.

И вот эти детские шажки помогут вывести из самых сложных ситуаций. Ведь так по сути, шажок за шажком идёт адаптация после тяжёлой болезни. Этот метод лучше любого прогнозирования влияет на выход из кризисной ситуации. Сейчас стало столько суицидов, агрессивных нападений, а всё потому, что человек начинает думать, что будет дальше, из серии «вот я сейчас кредит не отдам, что будет со мной дальше». Ты проживи сперва этот год! Долговременные стратегии нашей стране не подходят, будем жить беби-степсами. Ничего глобально страшного не происходит. Главное сейчас – избегать импульсивных поступков, поскольку в кризисных ситуациях они будут иметь самые неблагоприятные последствия. Громадные проекты сейчас не приемлемы. Представьте, что вы на шлюпке отплываете от опасного места: распределите запасы еды, не прыгайте, не раскачивайтесь.

– На сколько затянется этот период?

– Период длительный. Помните, ещё год назад говорили о том, что это не временные неурядицы. Как говорят японцы: если что-то тяжелое стало катиться, оно будет катиться. А мы здравые люди, видим, что задействованы все сферы человеческой жизни, общества, политики, экономики. Ещё не то что кризис не кончился, ещё и восстановление не началось. Но ничего. Я вот только вернулась из Царского Села, где прошло моё детство. И вы знаете, Янтарную комнату восстановили. Это я к тому, что всё можно наладить даже после глобальных потрясений. Тем более, что у нас их сейчас нет.

– Вот вы говорите, что лучше ничего глобально не нужно менять в своей жизни. А если человеку работа надоела? Сидеть на месте ровно и терпеть?

– Смена работы – это не глобальные перемены. Если предлагают большую зарплату и лучше условия, переходите. Другое дело, что не надо брать огромные кредиты на какое-то новое дело. Я не про то, что ничего менять не надо, а надо менять постепенно, всё тот же беби-степс.

– Этот год високосный, и у многих опасения, что он будет плохой. Есть приметы, что не надо жениться, например.

– Каждый четвёртый год високосный, и что теперь – каждый раз ужасаться и не жениться? Все страхи из области суеверий. Это же чисто астрономически присоединяется день. Ну а поверье какое, что 29 февраля – день завистливого Касьяна. Есть даже выражение: на что Касьян взглянет, то – вянет.

Забаньте хама или просто уйдите от спора

– Философы, психологи и учёные указывают на главную проблему – социальную зависть. Революции возникали из-за этого, когда один класс общества начинал завидовать другому. Инквизиция в некотором роде была следствием зависти, когда доносили на самых красивых, самых обеспеченных. И сейчас мы видим, как одни люди живут беззаботно, постят свои фотографии в соцсетях. У кого-то это вызывает недоумение, а у кого-то приступ острой злости. Они провоцируют.

Конечно, это легенда, как Мария-Антуанетта пошутила, мол, если крестьянам не хватает хлеба, пусть едят пирожные. Это не может не раздражать. Дело не в том, что людям сейчас нечего есть и они умирают с голоду, а в том, что в обществе образовалась часть, которая не просто хорошо живёт, а выставляет это напоказ. Люди как будто специально дразнят других своими «игрушками».

– А что делать другим? Не смотреть чужие посты в интернете, не разглядывать чужие фотографии?

– Не в этом дело. Нет вины того, кто смотрит и обсуждает. Им это суют, грубо говоря. Это же специально делается – помните, какой шквал негатива вызвали фотографии яхт, бриллиантов? Ощущение, что травят специально.

В своей книге я привожу эпизод из своей школьной жизни. Когда я училась в первом классе, у одного мальчика была мама – директор гастронома. Как-то он принёс в класс бананы, а их вообще тогда мы видели только в мультфильмах. Он бананы скушал, а шкурки дал выпрашивающим их мальчикам. И учительница, увидев эту сцену, как он бросает им шкурки, сняла с него звезду октябрёнка. Все понимали, что он поступил дурно. Он мог бы скушать их дома. Мы тогда в 8 лет всё это понимали. Сейчас ощущение, что люди не понимают этого: скушай всё дома или поделись, если ты щедр. Вот я к чему.

– В прошлый раз мы говорили о том, что в обществе стало много агрессии, а какие тенденции поведения сейчас?

– Появился пусковой механизм – зависть. Это отметили все, и психологи, и психиатры. У вас об этом говорилось в интервью с Олегом Сердюком, главным психиатром области. Год назад мы говорили о накоплении агрессии, а сейчас мы наблюдаем, что механизм стал формироваться. Его проявления – это зависть, материализованная агрессия. Но вы знаете, я вернулась недавно из Питера и могу сказать, что у нас прекрасные люди. А там все кричат – нотариусы, банкиры, водители, там это норма.

– Наоборот же, Санкт-Петербург – культурная столица?

– Вот! А всё переменилось. Настолько легко цивилизованное общество может превратиться в вульгарную толпу. Я с этим столкнулась. Что мы можем посоветовать читателям: не пускать пыль в глаза, не провоцировать социальную зависть и ненависть. Воздерживаться от жарких баталий и споров. Интернет-агрессия может переходить в реальную. Писали, как человек из-за комментариев в соцсети убил другого. Агрессия ищет выход, и грани стираются.

– Сейчас много сообщений про автохамов, дорожные конфликты, когда люди не просто покричали друг на друга, но и пустили в ход кулаки.

– Это вседозволенность и распущенность. Если человек долгое время не встречает препятствий, даже выливая агрессию в интернете, потом он приезжает и убивает. Человек, который унижает, оскорбляет, привыкает к этому поведению и считает это нормой. Но ведь посмотрите какая волна негодования поднялась на поступок Малафеева. А попробуй какая-нибудь сотрудница Сбербанка накричать на посетителя. Всё снимут и передадут журналистам, начнётся разбирательство. Поэтому измениться в худшую сторону легко, если не будет сдерживающих механизмов со стороны государства, граждан, СМИ.

Агрессия порождает агрессию. Если ты кого-то поносишь, будь готов к этому же. Как писал Кант: «Уважение – главный принцип человеческого общения».

– Если агрессия уже проявляется? Не важно где: на дороге или в интернете, или в общении, что нужно делать?

– Если есть возможность – забанить или просто уйти. С человеком, который изливает злобу, прекращайте общение. Бывает, что ты вообще ни при чём, а на тебя это полилось или деваться некуда. Нужно отвечать адекватно и помнить, что агрессор всегда труслив. Главное, выдержать первые 5-15 минут, потом запал закончится. Как правило, у истероидного психопата снижается энергия. И можно разговаривать.

Выключите телевизор

– Стали ли люди более тревожными? С какими проблемами идут?

– По своей работе я не скажу, что уровень тревоги у людей стал выше, появился психоз. Знаете, что нужно делать? Выключать телевизор. Проведём аналогию с блокадой, когда люди при звуках воздушной тревоги спускались в бомбоубежища. А потом, когда достигло всё апогея, люди стали отключать радио. Сейчас просто не надо слушать мрачные прогнозы. Это как в детстве была страшилка про гроб на колёсиках: выжила одна девочка, у которой не было радио, по которому передавали это предупреждение. Она не побежала, как все, и спокойно проспала. Люди перестали читать негативные новости и стали отгораживаться от любой информации. Это стадия дистресса. До этого была стадия стресса, когда люди остро на всё реагировали.

– Стадия стресса – это был прошлый год?

– Именно. Сейчас дистресс, когда человек не в состоянии реагировать, ресурсы исчерпаны, как финансовые, так и душевные. Ну будет доллар 200 рублей – и что дальше? Когда у тебя ни рублей, ни долларов… Не будешь ты на эту информацию реагировать. Но такое состояние опасно. Есть такое понятие «стресс-подножка». Это когда ты пережил уже что-то плохое, например, потерю близкого человека, и тут случилась какая-то ерунда, пустяк. И это становится непереносимым переживанием. Кажется, что человек из-за какой-то ерунды среагировал, но это не так. А он среагировал из-за того, что психика была истощена.

У Агаты Кристи умерла горячо любимая мать, ушёл муж. Уже всё позади, она разбирала вещи мамы, потом пошла заводить машину, и у той отпала ручка. Она её бросила, разрыдалась и на полгода потеряла память. Произошёл нервный срыв. Позже она писала, что если вы заплакали из-за какой-то мелочи, то будьте внимательны: вы на грани срыва. Психика так даёт сигнал. Такие стрессы-подножки сейчас очень опасны. Не случайно люди стали избегать плохой информации, потому что она может стать такой «подножкой» для развития депрессии или суицида.

– А какой этап последует за описанной стадией дистресса?

– Психика человека пластична. Если он получает поддержку, позитивные эмоции, всё образуется. Каждый должен сделать то, что от него зависит. Я дважды в день публикую на своей странице статьи, потому что вижу, что людям это нужно. Так же, как и публикую повести в «Урале». Хотите, озвучу гонорар? 2,5 тысячи рублей. Люди пишут художественные произведения не ради денег. Можешь человеку сказать доброе слово – скажи. Не выплёскивай свой негатив на других. Очень много появилось людей, которые любят жаловаться, поветрие какое-то. Они живописуют свои трудности. От таких лучше держаться подальше. Выслушивая жалобы, мы ухудшаем своё состояние, но и жалобщику тоже через какое-то время будет хуже, хотя сперва, конечно, он почувствует облегчение. Прибедняться не следует и кичиться тоже не надо. Нужна золотая середина.

– Как нужно себя вести, чтобы люди к тебе тянулись?

– Люди будут сейчас тянуться к уверенным в себе, сильным, великодушным. Потребность в сильном лидере, которого мы сейчас не видим, будет реализовываться в личных отношениях. Нас будет тянуть к людям, от которых будет веять умиротворением. Они будут жизненно нужны. Их время пришло. Мы нуждаемся в излечении душевных травм. Люди интеллигентные будут сбиваться в одни стаи, люди грубые и агрессивные – в другие. Будет много и добрых, и злых. Будет происходить поляризация.

– Как себя настроить на позитивный лад?

– Перестать читать плохое. Вот идёшь ты и видишь нищего с гнойными язвами. С провалившимся носом. Ты ему денег дашь, но смотреть не будешь ведь? Инстинктивно будем отворачиваться. Есть люди-паникёры, которые сознательно внушают нам страхи. Человек может сказать плохое и смотреть на вашу реакцию. Если вам рассказывают ужасы, смените тему. Уйдите от этого разговора.

– Что у нас будет с политической жизнью? С нашим лидером Путиным?

– Ничего не будет. Нельзя никогда переносить ответственность на одного человека, это просто некрасиво. Знаете, как сказал психолог Михаил Литвак: «Кто тобой восхищается, тот тебя предаст». Не надо радоваться восхищению людей. Восхищаясь, мы приписываем человеку те черты, которыми, возможно, он и не обладает. Мы начинаем от него ожидать определённых действий. А когда не получаем, возникает ненависть. Этот девиз необходимо всем политикам и не только им повесить в рамочке. Мы не должны только его лично обвинять во всём, что происходит. Думаю, что до массовых волнений нам всё же далеко. Для этого нет экономического основания, нет репрессий. Пока не созрела обстановка, чтобы что-то подобное происходило. Но спровоцировать бунт достаточно легко. Иногда достаточно провокации. Произвол одного чиновника и всё… лодка перевернулась.

Купите новые туфли

– Люди привыкли к определённому уровню жизни. К отпуску за границей, вкусной еде. А сейчас это всё у них забрали. Что делать?

– Психологический феномен здесь такой: если человек жил плохо, то он затянет пояс потуже и эти трудности переживёт. Другое дело, если люди жили очень хорошо и их подвергли какому-то лишению. Вот тут ярость. Дали кусочек торта, а розочки-то нет на нём! Привыкнут люди, конечно. Кому-то придётся переучиваться, менять профессию.

Моя прабабушка осталась вдовой в 27 лет. Прадед скончался, он проводил связь на Урале. Она осталась одна с тремя детьми: две девочки и мальчик, который позже умер от пневмонии. Она служила и получала крошечное жалование. Прабабушка пришла в магазин и увидела там туфли – такие с бантом бархатным и каблучок рюмочкой. А два года до этого она недоедала. И так ей они приглянулись… Она плюнула на всё и купила их, заняв ещё денег немного у соседей. Завела граммофон и покружилась в них. Потом она несколько месяцев недоедала, но у неё были туфли. Детей при этом не обделила. Потом пошла в них гости, познакомилась с директором завода и вышла за него замуж. И дело не в туфлях и не в том, что надо пойти и потратить все деньги, а в том, что тебя должно что-то в жизни поддерживать.

© Анна Кирьянова 2016