Страшная месть

Нестерпимая обида, оскорбление, предательство – они мучают нас, причиняют неугасимую боль иногда на протяжении всей жизни. Как поступить с обидчиком? Потратить все свои душевные силы на прощение, на то, чтобы принять и понять? Или – решиться на месть? И каково будет отмщение? Это – так называемые «вечные вопросы», которые человечество пытается решить на протяжении всего своего существования. Герой романа Дюма, граф Монте-Кристо, он же Эдмон Дантес, поставил целью своего существования после освобождения из тюрьмы месть обидчикам. И, в общем, преуспел в своем начинании. Пушкин, солнце нашей поэзии, был человеком крайне мстительным; у него даже была специальная книжечка, куда он заносил досадные инциденты, а после свершения мести – вычеркивал фамилию обидчика с пометкой: «сделано»… Лермонтов так жестоко отомстил пренебрегшей им барышне, что навеки испортил ее репутацию: влюбил ее в себя, надоумил отказать сватавшемуся к ней жениху, скомпрометировал в глазах света – и бросил, распустив о несчастной грязные слухи. В девятнадцатом веке это было посильнее убийства… Герой рассказа Эдгара По терпел от своего друга обиды и пренебрежение, но оскорбления не стерпел – заманил в темный и страшный подвал, обещая угостить старинным вином амонтильядо, а вместо славного угощения замуровал обидчика живьем. Мстительностью отличался и замечательный персонаж древности – некий правитель Периандр, который входил в число семи мудрецов света. О Периандре и его изречениях я уже писала, изречения очень мудрые и поучительные; царя, дескать, надо не бояться, а любить; мудрый правитель вызывает симпатии народа… Прощать, мол, надо обидчиков, великодушным следует быть, справедливым. И, конечно, мудрым. Этот интересный персонаж постоянно искал других мудрецов и философов, чтобы на пирах, которые были роскошными и обильными – правитель ведь не должен быть мелочным! – состязаться в мудрости. Он писал письма разным умным и прославленным людям и приглашал их к себе. И вот на одном из пиров некий философ отпустил какую-то обидную шутку в адрес правителя Периандра. Что-то насчет его людоедских наклонностей. Наверное, подвыпившие гости смеялись, а Периандру было очень обидно. Тем более, что незадолго до этого он пережил личную драму – был вынужден убить беременную жену скамейкой. А потом сжечь всех наложниц живьем, за то, что они оклеветали его супругу. И слова философа очень задели самолюбивого Периандра. Но в суматохе остроумцу удалось как-то улизнуть. Двадцать лет мудрый Перианд размышлял и высказывал вслух разные мысли, которые специально обученный раб записывал для назидания потомков. Двадцать лет Перианд искал по белу свету мудрецов, которые как-то неохотно ехали к нему в гости, а некоторые просто предпочитали бежать, заранее соглашаясь на проигрыш в философской дискуссии. Никто, видимо, не хотел получить по голове скамейкой, поэтому особо дискутировать было не с кем. Периандр даже списался с ученым Архимедом, приглашая его к себе, прослышав об уме этого изобретателя и первооткрывателя, но умный Архимед вежливо извинился и попросил отложить радостную встречу. И вот, спустя двадцать лет, Периандр стоял на балконе своего дворца и смотрел на море, размышляя, по своему обыкновению. И тут произошло нечто невероятное, то, что заставит нас поверить в судьбу – волны выкинули на берег попавшего в кораблекрушение философа, который, как вы помните, сказал какую-то обидную шутку! Я просто воочию представляю себе степенного, бородатого, уже седого Периандра, который неспешно произнес благодарственную молитву богам. Попросил раба записать очередную мудрую мысль. А после этого так же неспешно, мудро, приказал палачам растолочь философа в ступе. У Периандра была такая специальная ступа для толчения в ней людей. Во многом благодаря этой ступе, которая, скорее всего, во время пиров и дискуссий занимала видное место, Периандр всегда выигрывал в философских состязаниях.

В древности месть воспринимали как само собой разумеющееся. Первый дошедший до нас сборник законов царя Хаммурапи, которому уже несколько тысяч лет, содержит детальное и простое описание воздаяния за причиненный материальный ущерб, смерть или калечество. Испортил лекарь глаз больного – следует выколоть глаз самому лекарю. Повредил руку – отрубить руку. Все просто, все довольны. Это называется принципом талиона, он же присутствует и в Ветхом завете. Кратко формулируется он так: «око за око, зуб за зуб». Языческий древний бог Один говорил: не воздавайте, мол, добром за причиненное вам зло – ибо чем вы тогда будете воздавать за добро? Ученые считают месть продуктом эволюции – это был единственный способ сохранить свой род, свой вид. Мстят даже животные, даже насекомые – попробуйте раздавить муравья возле муравейника! (лучше не давите, все возвращается). Остальные муравьи немедленно бросятся на убийцу. О злопамятности слонов ходят легенды, все они основаны на реальных событиях – спустя десять лет слон напал, например, на своего давнего мучителя и растоптал его. Помню случай из детства, когда в гостях мой папа отодвинул кота, норовившего залезть к нему на колени и полакомиться его угощением. Когда мы уходили домой, папа надел свою модную нерпичью кепку… Лучше бы он этого не делал – пока папа обедал, мстительное животное не раз посетило его головной убор с вполне определенной целью. Зоопсихологи давным-давно пришли к выводу, что месть существует практически у всех более-менее организованных животных. В самом деле, если оставлять безнаказанным зло, причиненное одному представителю стаи, скоро и самой стаи не будет. На этом же основан и закон кровной мести, который существовал по многих романских странах – кровь требовала крови, смерть близкого требовала смерти кого-то из клана врага. Так называемая вендетта существовала вплоть до середины двадцатого века; ее отголоски доходят до нас и сейчас. На Кавказе, например. Так что желание отомстить находится в наших генах, и ничего ужасного в нем нет; это до поры до времени вполне естественное и исторически оправданное желание, продиктованное инстинктом выживания. Еще Вещий Олег собирался «отмстить неразумным хазарам», за буйный набег. Фильм помнят, наверное, многие – «Неуловимые мстители»…Собственно, мстить нас учат с детства – стоит ребенку удариться об стол, и родители «наказывают» плохой предмет, побуждая к этому и дитя. «Плохой стол, плохой! Вот мы ему сейчас покажем!». Так в детское сознание вступает идея воздаяния за причиненное зло, боль. Другое дело, когда месть становится целью, смыслом всей деятельности и жизни человека, когда месть необъяснимо жестока, когда она приносит изуверское наслаждение.

Известный доктор Чезаре Ломброзо написал целое исследование, посвященное женщинам-преступницам. Общаясь с представительницами криминальной среды, Ломброзо столкнулся именно с такой страшной и неоправданной местью; в 1843 году он написал книгу «Женщина преступница и проститутка», в которой приводит факты, заставляющие содрогнуться. Впрочем, не эти ли истории мы наблюдаем каждый день в телевизионных то-шоу и криминальной хронике? Души людей, видимо, не меняются. Так, одна служанка отравила своих господ за то, что они отказали ей от места. Попросту говоря, уволили. Другая – подожгла дом соседа, за то, что он не разрешил ей полакомиться вишнями из его корзины. Еще одна – отравила одного старика, за то, что он не позволил сыну жениться на ней (видимо, правильно сделал). Ее поймали, изобличили, и перед казнью священник предложил ей покаяться и простить, по примеру Христа. «Господь поступил, как ему было угодно, а я никогда не прощу», — твердо ответила убийца, уверенная в своей правоте. Бросается в глаза ничтожность повода и следующее за обидой отмщение – смерть! Кстати, средневековая охота на ведьм оставила после себя многочисленные документы, ведь юридический процесс шел по всем правилам: с обысками, опросом свидетелей, допросами… все время повторяется банальная история: какая-то женщина что-то попросила и не получила. Начала угрожать и призывать кары на голову обидчика. Через некоторое время у обидевшего женщину лица начинали происходить несчастья, болезни и смерти родных… Далее следовало обращение к властям с призывом разоблачить ведьму. У нас в Росси мести колдуна или ведьмы боялись, предпочитая не связываться и улещивая людей с темной славой подарками и подношениями.

Ломброзо отметил некоторые поразившие его закономерности в поведении убийц: отравительниц, поджигательниц и т.п. «Женщины удовлетворяли свою месть спустя месяцы и даже годы после инцидента, в отличие от мужчин». Кроме того, у женщин месть часто сочетается с завистью: «Неудача вызывает в душе их страшную злобу против того, кто счастливее их, особенно если эта неудача связана с их личной неспособностью». То есть, мстят эти женщины за свою бездарность, лень, глупость; их месть направлена, как правило, против тех, кто богаче, красивее, приятнее в общении… Вот история, описанная Ломброзо и весьма актуальная сегодня: некая Планшер вовлекла в любовную связь купца, у которого служила. Уговорила его даже затеять бракоразводный процесс. Купец одумался, попытался отделаться от любовницы, а та облила его серной кислотой… Или еще одна история, относящаяся к 19 веку, но вполне современная – некая брошенная любовница с патологическим упорством посылала по три письма в день бросившему ее мужчине. Потом – стала писать его жене, подробно информируя ее обо всех деталях своей связи с ее мужем. Потом – тоже взялась за кислоту… Как тут не вспомнить недавнюю историю с женщиной, которая вышла замуж за египтянина, привезла его в Россию, а потом, когда он решил ее бросить – разрезала его на куски электропилой. Интересна была реакция гостей в студии во время посвященного этому инциденту ток-шоу и самого ведущего: во всем обвинили самого египтянина, который оказался альфонсом (а на что, собственно, он мог жить в чужой стране, не зная языка?) и негодяем, роскошно устроившим свой быт в хрущевке с 36-летней женой и ее мамой? Если бы речь шла о собаке, сочувствия было бы больше… Да и альфонса как-то нехорошо резать заживо при помощи электропилы.

Ломброзо отметил еще следующую особенность женской мести. Говоря о убийствах и покушениях, он пишет: «Чем добрее и мягче их покровители, тем более они их эксплуатируют и возмущаются. Их (этих женщин) бесчисленное количество раз бросали жестокие любовники, выгоняли жестокие хозяева, но это, однако, не вызывало их ярости». То есть, злоба была обратно пропорциональна добру, которое делали этим людям. Так и сейчас – мягкое обращение, попытки понять и простить там, где надо попросту выгнать хама или воровку, приводят к мести и трагедии. Один коммерсант держал на работе алкоголика, каждый раз наивно веря его клятвам и обещаниям, слезным мольбам. Жалостливый был человек. В конце концов пьяницу выгнали, а он побежал на прием к колдуну, призывая все темные силы обрушиться на «злого начальника». Прощенная за воровство продавщица в конце концов подожгла магазин, чтобы скрыть растрату и, конечно, отомстить «жестоким хозяевам». Помню ужасную историю, рассказанную пациентами: их сын как-то пошутил над мальчиком из своей группы в колледже. Обидно, наверное, пошутил, с издевкой. Через месяц (!) обиженный мальчик принес острый скальпель, позаимствованный у папы-хирурга, и нанес обидчику около тридцати ранений, от которых тот умер. Вот так, общаясь с другими людьми, мы часто не понимаем их внутреннего устройства, не оцениваем, на что они способны. Помню преподавателя из одного ВУЗа, которого выгнали за прогулы и пьянство. Впоследствии заведующий кафедрой, которого алкоголик винил в своем увольнении, заболел; случайно встреченный мной на улице этот уволенный преподаватель сладострастно и с необычайной ненавистью описывал муки пожилого человека, приговаривая: «Это его Бог наказал». Он радовался. В душе его была такая чернота и злоба, что он был готов отомстить всему свету за свое пьянство, воровство, жизненную несостоятельность… Было бы дело году в 37-м – он бы донос накатал, а так – оставалось радоваться чужой болезни и несчастью. И поразительное самомнение, претензии, гордыня – только Богу и дела, что повергать в болезнь ни в чем не повинных бывших благодетелей этого персонажа! «Я его фигурку слепил из пластилина и сжег!», — похвастался мстительный субъект…

Помимо злобных неудачников, есть еще одна разновидность мстительных людей – это кверулянты, то есть сутяги. Они пишут заявления, обращения, лично приходят на прием к власть имущим, требуя наказать кого-то, кого они считают виновными. Например, соседей по саду, которые не так поставили забор. Если жалобы остаются неудовлетворенными, такой кверулянт способен разместить где-нибудь на тропе войны взрывные устройства или просто напасть из-за угла с топором, в полной уверенности, что он прав! Остановить таких мстителей может только помещение в сумасшедший дом, но, к сожалению, в нашей стране ненормальный должен … дать согласие на свое лечение! А пока он может, как в одном случае, проклинать других людей, желать им зла, наносить душевные раны своим черным языком. А ведь проклятия и оскорбления могут стать причинами болезни и даже смерти…
И напоследок: в Университете Дьюка, штат Северная Каролина, ученые провели интересное исследование среди детей среднего школьного возраста(8-9лет). Оказалось, что девочки куда мстительнее мальчиков. Девочки гораздо более сильно реагируют на конфликт, на травмирующие отношения, больше расстраиваются, чем мальчики. На вопрос исследователя: «Что бы ты сделала с обидчиком?», девочки предлагали разные варианты, вплоть до физического насилия. Проще говоря, то, что мы часто слышим в быту: «Я бы его убила!»… Мальчики злились куда меньше и предлагали «поговорить» с обидчиком, «объяснить ему его ошибки»… Ученые связали мстительность девочек с эволюционным развитием; женщинам, по их мнению, больше прощалось, больше позволялось… Впрочем, это одна из точек зрения. В 19 веке английский поэт написал предостережение: «Больше всего бойся обманутой женщины! Брошенная женщина – это фурия, способная на все!». Актриса Елена Коренева остроумно пишет, как высыпала содержимое кошечьего туалета под дверь одного «проклятого изменщика». Да еще написала на самой двери некие слова.(см. один из журналов «Стори» за сентябрь, кажется). И остроумно так пишет, непринужденно, как о веселой шутке, о справедливом наказании. А мне сразу вспомнился Ломброзо и его дамы со склянками с серной кислотой. И читать дальше размышления мстительной стареющей актрисы стало как-то неприятно.

Еще один поразительный случай, связанный с местью, произошел со знаменитым писателем Стивеном Кингом. Он попал под машину, получил множественные травмы, с трудом выжил, очень долго болел и страдал физически. А водитель наехавшего на него фургона отделался как-то очень легко, его почти и не наказали, хотя в аварии был виноват именно он. Когда Стивен Кинг пришел в себя, он приказал своим агентам выкупить фургон у владельца. И сжечь. К причуде травмированного автора романов ужасов отнеслись с пониманием: выкупили и сожгли. В ту же ночь владелец машины умер. Причины смерти так и остались неизвестными – умер, и все. Вот такая черная магия. И как часто именно к магии обращаются те, кто не могут или боятся отомстить врагам физически: тут и проклятия, и магические ритуалы… Причем, по исследованиям американских психологов и социологов, неважен ни ваш общественный статус, ни образовательный ценз – в минуту ярости и мести люди склонны действовать, как когда-то их далекие предки, обращаясь к сверхъестественным силам. Не случайно раньше колдуньи по совместительству готовили яды; участь ведьм и отравительниц была одинаковой по существующим законам. А пока все мстят, как могут: целые страны воюют, обмениваясь мстительными ударами, брошенные женщины жгут фотографии бывших возлюбленных, пишут гадости в Интернете, все повторяется, и только лучшие из нас умеют прощать. Или – учатся…

© Анна Кирьянова 2012