Таинственная незнакомка

Смотрит с картины Крамского загадочным взглядом. Неприступная, гордая, закрытая – к ней просто так не подойдешь, не познакомишься – на то она и незнакомка. И Блок, упиваясь вином, лишь издали в ресторане смотрел на ту, что «дышала духами и туманами», а потом посвятил ей прекрасное стихотворение. И художник написал прекрасный портрет прекрасной дамы – но кто она? Так и осталось загадкой, хотя версий много; отсутствие информации будоражит фантазию. Так и в жизни можно остаться загадкой; проплыть в ландо мимо восхищенных взоров влюбленных поклонников, оставшись тенью в их мечтах и желаниях… А потом горько плакать в одиночестве, смыв макияж и сняв маску – незнакомки любят носить маску и интриговать своим неприступным видом. Да и горькой гримасы отчаяния под маской не видно. Незнакомка хороша на картине, прекрасна! Но надо знать, что сначала, по некоторым сведениям, художник хотел именно обличить неприступность и лицемерие светских львиц. И существуют наброски к картине, где юная дама совсем не так прекрасна – ее лицо выражает спесь и чванство на грани наглого презрения к другим. Взгляд полон глупого высокомерия. Ведь ничего хорошего нет в неприступности. Неприступность – высокомерное и враждебное отношение к другим людям, которое свойственно натурам недалеким, выбившимся из грязи в князи, «возомнившими о себе», как говорят в народе. Девушкам и женщинам свойственно путать «недоступность» — целомудрие и чистоту, и «неприступность» — нежелание нормально общаться с нормальными людьми, высокомерие и спесь. Хотя на самом деле нет никакого высокомерия и спеси; есть маска, которую человек надел и уже не может снять – через сравнительно короткий период времени определенное поведение закрепляется. И трудно выйти из выбранной роли. И никому не расскажешь, что эта роль была выбрана по простой причине – страха быть раненым. «Неприступные люди самые приступные», — сказал один философ, и был совершенно прав. Неприступными становятся те, у кого проблемы с коммуникациями, люди чувствительные, ранимые, стеснительные, те, кто боится собственных чувств, мучительно краснеет, подбирает слова, робеет при обращенных на него взглядах… Вот маска и помогает. Так возлюбленная короля Диана Пуатье, потеряв красоту, стала носить маску – под маской не видно морщин и пятен. Под маской не видно живой души и трепетной стеснительности; и возвышенный идеал «Прекрасной незнакомки» превращается в постоянную роль. Но окружающим некогда заглядывать под маску – что мы показываем другим людям, то они и видят. Показываем неприступность – и нет желающих идти на приступ крепости. Выражать свои чувства, ухаживать, говорить слова

любви – а ну как таким холодом обдаст, что мало не покажется? И возможные поклонники боязливо отходят на безопасную дистанцию. Как один интеллигентнейший юноша отошел от прекрасной незнакомки, которая ему очень нравилась в студенчестве. Он проявил было робкие чувства, первые знаки внимания оказал – но ледяной взгляд свысока очень его поразил. И полное отсутствие обратной связи ясно дало понять – девушка не заинтересована в знакомстве. Молодой человек отошел грустно в сторону; жизнь есть жизнь. Забываются даже прекрасные незнакомки – хотя имя он знал, конечно. И видел часто. И здоровался… Но дальше этого дело не пошло. Девушка ждала другого – так подумал юноша. Прекрасного принца или рыцаря из сказки, а вовсе не бедного сверстника. И спустя двадцать пять лет они снова встретились – выражение лица у девушки осталось прежним… Хотя само лицо изменилось, конечно; годы не красят прекрасных незнакомок. И они узнали друг друга, разговорились о прошлом; и дама сказала, что когда-то юноша ей очень нравился. Но женщина должна быть неприступной! Ее сердце следует завоевать богатыми жертвами, подвигами, славой, а потом на коленях просить руки и сердца! Так ей рассказывали мама и бабушка с детства. После этого дама выдала номерок за пальто и посмотрела на мужчину холодным и высокомерным взглядом – по-другому она не умела смотреть. И осталась одна за стойкой гардероба, в театре, на фоне чужой одежды и вешалок… Так прошла лучшая часть жизни, а все потому, что игра в неприступность до добра не доводит. И одно дело – прилагать усилия, если есть интерес к общению у человека. Если он поощряет нас улыбками и милым кокетством, если немного флиртует и женственно проявляет заинтересованность. Холод и закрытость моментально отпугивают потенциальных партнеров. Маска это или истинное лицо – трудно разобрать, да и разбираться некогда особо, жизнь – короткая такая. А молодость – еще короче. И некому разъяснить прекрасной незнакомке, что проявления холода и неприступности делают ее непривлекательной, даже отталкивающей, как на первых набросках к картине Крамского. Хотя в душе девушка жаждет любви! Но кто-то внушил ей странные представления о человеческих отношениях, об отношениях мужчины и женщины: мужчина должен осаждать неприступную крепость. Завоевывать любовь и симпатию. Бросать к ногам трофеи, добытые в бою, и головы сарацинов… В жизни все не так; и человек чувствует, симпатичен ли он нам, за несколько секунд. За несколько коротких секунд можно ошпарить взглядом и окатить холодом так, что интерес угаснет. Или заставит держать безопасную дистанцию, издали любоваться шелками, перьями или просто милыми завитушками на затылке. Такой «незнакомке» можно посвятить стихи, а вот обнять ее, поцеловать – на это вряд ли кто решится! И с годами череда поклонников редеет; уже мало кто обращает внимание на увядшую красоту; и никому не приходит в

голову, что неприступный человек горько плачет от одиночества, и говорит, как доктор Самойленко у Чехова: «послал бы мне Бог хоть кривобокую старушку!», хоть старичка… И конец поучительной басни Крылова звучит не горько, а даже обнадеживающе: «и рада, рада уж была, что вышла за калеку!», — это про разборчивую невесту. Но неприступные девушки до положения невесты не доходят – как правило, все коммуникации рвутся после первого же взгляда, поворота головы, металлических ноток в голосе… Все может мужчина пережить и простить; но пренебрежения – не может! А неприступность именно как пренебрежение и воспринимается. Так воспринял Незнакомку даже великий художник! И портрет ее хотел наполнить назидательным смыслом – как не надо себя вести! И, лишь долго вглядываясь в лицо на холсте, с каждым мазком кисти, он начал понимать – это вовсе не холодная аристократка! Вовсе не разбогатевшая кокотка, которая с презрением смотрит на возможного поклонника. Это страдающее сердце, полное любви; а маска высокомерия – всего лишь попытка защитить себя и свою душу. И вторая версия, связанная с портретом – история брошенной и обманутой девушки, которая умерла молодой – ее чувства были растоптаны, сердце разбито. И художник понял – он даже придал модели черты собственной дочери. И портрет в корне отличается от наброска; нет ни чванства, ни спеси, есть нежная красота, которая пытается защититься. И во взгляде нет высокомерия – есть близорукая растерянность, потребность в понимании и защите… Но даже талантливый портретист не сразу угадал, что за девушка перед ним. И большой психологический путь лежит между первыми, почти карикатурными, эскизами – и самим портретом, который завораживает сердца своей тайной… Что говорить о быстротекущей жизни? Не так уж много времени есть у людей, чтобы понять другого и заглянуть под маску. Недотрога – что ж, не будем трогать, раз ты так себя называешь. Незнакомка – не будем знакомиться, чтобы не нарушить тайну, не проявить ненужную навязчивость. Несмеяна – не будем пытаться вызвать улыбку, а то еще голову отрубят, как в сказке… Ведь все эти роли – прямая трансляция немудреного послания: оставьте меня! Вы меня не заслуживаете! Моя тайна принадлежит только мне! Ну, и носись со своей тайной, — так отзываются людские сердца. Особенно – мужские. И простой эксперимент проводили, просили мужчин выбрать самую привлекательную женщину в группе. Самую красивую и желанную! Мнения мужчин оказались простыми: самой красивой и привлекательной им показалась та дама, которая им улыбалась и высказывала внимание. Она и была самой красивой! Так уж устроены мужчины. А «идеальные» модели- недотроги как-то не приглянулись. И ничего с этим не поделаешь, биология, психология, теория сексуальности… Как говорят итальянские мафиози, «на сахар ты поймаешь больше мух, чем на уксус»…

Надо учить человека правильно общаться, а не играть ту или иную роль. Мы не на сцене, несмотря на метафору классика про то, что «жизнь – театр». Жизнь – это просто жизнь; она не так хороша, но и не так плоха, как кажется, как писал Мопассан. И можно горько пожалеть о бесплодно прошедших годах. И, спохватившись, пуститься догонять упущенное – искать хоть какого-то партнера в мечтах о муже, детях, о семье, у других-то уже внуки родились! Но плохо то, что обычные навыки общения с противоположным полом безвозвратно утрачены, как правило. А холодный заученный взгляд – остался. И уже помимо воли смотрит так женщина, втайне мечтая – появится принц и расколдует ее! Или вернется тот верный рыцарь, которого она когда-то отвергла. Или хотя бы сосед по подъезду обратит внимание, совершит подвиг и встанет на одно колено, протягивая драгоценное кольцо… А приходится стоять в гардеробе, принимая чужие пальто. И слушать волшебные звуки музыки – спектакль начался. Надоевший спектакль. То, что повторяется изо дня в день, надоедает и утомляет. И маска высокомерия, и неприступность – да никому уже и не хочется идти на приступ. Так можно бездарно потратить жизнь. Никому нет дела до наших комплексов, страхов, психологических проблем, спрятанных под маской; никому, кроме нас самих и психолога или психотерапевта, которые успешно работают с этой проблемой. Или художника, или поэта – но их немного на свете. И лучше опуститься с небес на землю, поучиться простым навыкам общения, обратить внимание на самый обычный факт – если не один, а несколько человек намекнули нам на проблему в общении, ее надо немедленно решать. Пока не поздно. Нет у нас времени смешить Несмеяну, расколдовывать Спящую красавицу и заглядывать под ослиную шкуру в поисках красоты. Древние, кстати, неприступность считали главным качеством не осла, а верблюда, которого все сторонятся – он глуп, потому и неприступен. И плюнуть может, если слишком близко к нему подойти… Изменение поведения влечет изменение судьбы. А поведение изменить не так уж трудно. Трудно вернуть молодость и красоту, утраченные возможности, покинувших нас влюбленных… Быть искренним, простым, добрым, интересоваться другими и улыбаться тем, кто нравится – немудреная задача. А как много может измениться к лучшему…

© Анна Кирьянова