Телефон для записи на личный прием:

8 (912) 221-21-88
(343) 213-05-54
(343) 202-05-54

Об Анне Валентиновне


Что такое «порча». К истории вопроса.



Наверное, нет больше такого социокультурного и психологического феномена, про который все знают, все говорят, но при этом само слово остается запретным, неприличным, мракобесным. Официальная наука этим феноменом не то чтобы не занимается, а яростно отрицает, правоохранительные органы только успевают ловить мошенников и шарлатанов, а то и просто воров, которые диагностируют и снимают порчу, выманивая или выкрадывая все сбережения жертвы. Неужели речь идет о глупцах, которые верят в магию, колдовство и прочую чушь, добровольно расставаясь со своими сбережениями? А может, эти люди и впрямь чувствуют, ощущают что-то, что лежит вне их сознания и воли, нарушает жизнь, отнимает здоровье, приносит беды и страдания? Только вот попробуй пойти к обычному психологу или психотерапевту и сказать: " Вы знаете, на меня навели порчу« — вас или примут за шизофреника с архаическим бредом, или начнут убеждать, что все это — самовнушение, надо просто взять себя в руки и попринимать специальные препараты, глядишь, порча и пройдет. В одном случае вы столкнетесь с профессиональными обманщиками, спекулирующим на теме порчи, в другом — с ограниченными, слабо подготовленными к профессиональной деятельности людьми. Когда нас убеждают, что мы все придумали и вообразили, это напоминает визит к врачу, который начнет уверять нас, что мы сами виноваты в своей болезни, мы, мол, вообразили ее. И боли наши, и страдания — все это плод разгоряченного воображения. Доктор же не чувствует боли — следовательно, ее объективно нет! Еще много десятилетий назад Юнг писал о том, что большая ошибка — сваливать на самого пациента то, что он связывает с действием автономной силы. «Меня избили хулиганы», — а в ответ услышим: " Никто вас не избивал, это вы сами вообразили. А синяки и переломы — тоже следствие вашего самовнушения. Перестаньте в это верить, и все пройдет само собой«... Люди ощущают и чувствуют воздействие на свое психоэмоциональное состояние, они способны не только ощутить депрессию и ухудшение объективных процессов, но, как правило, понять, почему и вследствие чего это возникло. На самом деле, негативные психологические влияния изучались и изучаются психологами, психотерапевтами и психиатрами, антропологами, историками и прочими настоящими специалистами, однако исследования эти носят узкий научный характер, их результаты публиковались и публикуются в специальных журналах, представляющих интерес для ограниченного круга, а в быту — в быту все об этом знают и говорят, наводят и снимают, но не ищут научного объяснения... Между тем, в Интернете можно увидеть около 150 тысяч ссылок на слово «порча» — люди ищут объяснения, помощи, информации.

История колдовства и , в частности, история порчи, имеют очень древнее происхождение. По крайней мере, несколько лет назад археологи нашли артефакт, которому около сорока тысяч лет — это фигурка человека, проткнутая иглами дикобраза — металла тогда еще не было, это эпоха раннего неолита, каменный век. Это первая находка, свидетельствующая о попытках с помощью колдовства навредить человеку. Именно человеку — ведь изображение зверей, проткнутых копьями охотников были обнаружены давным-давно на стенах пещеры Альтамира. Еще в школьных учебниках нам объясняли, что такие изображения недалекие кроманьонцы и прочие дикари делали с магической целью — привлечь зверей, удачно поохотиться, прокормить племя... И вот подумайте — в те времена, когда вся деятельность людей носила строго утилитарный, практический характер, когда жизнь зависела от куска мяса, добытого на охоте — кто стал бы верить в бессмысленные действия, не приносящие никакого результата? Кто стал бы кормить шамана с его бесполезными действиями и рисунками? И разве просуществовало бы сорок тысяч лет то, что не работает и не приносит никакой пользы? И разве то, что помогало убить животных, не могло убить человека? Много тысяч лет назад кто-то ненавидел своего врага, желал ему смерти, но по какой-то причине не мог убить сам — и прибег к тому, что мы сейчас называем порчей.

Письменность возникла, по мнению ученых, около 6-8 тысяч лет назад, в Месопотамии. Все помнят пресловутые клинописные таблички из учебника истории; многие из глиняных табличек остались нерасшифрованными. В 80% прочитанных надписей повествуется о том, как избежать колдовства, какие меря предосторожности следует принимать, чтобы избежать порчи! Вот что занимало умы жителей Древнешумерского царства, вот что они считали нужным запечатлеть и сохранить с помощью кропотливого труда на своих табличках. Многие папирусы Древнего Египта содержат те же самые наставления: как оградить себя от разрушительных психологических влияний, как избежать порчи и колдовства, дурного глаза и вредоносной магии. Влияние же слова на психику человека уже тогда считалось безоговорочным; заклинания делились на добрые и злые; с помощью одних достигали исцеления, с помощью других — могли вызвать болезнь, разорение, гибель человека. Знаменитый папирус Эберса о благотворном влиянии лекарств совместно с заклинаниями до сих пор цитируется во всех учебниках психиатрии и психотерапии... В Древнем Риме существовало много способов наведения порчи, но самый распространенный и действенный был таким: следовало взять свинцовую табличку, начертать на ней имя врага, произнести формулу проклятия, затем свернуть мягкую свинцовую табличку в трубочку и засунуть в глухую ночь, в специальные дни лунного цикла, между камней, из которых построен храм Гекаты — богини тьмы. Через некоторое время вашего врага должны были постичь страшные болезни и несчастья, а затем — и сама смерть. В Древней Индии желавший навести порчу на врага разводил жертвенный костер в честь богини смерти Кали, приносил жертву и, сжигая ее, произносил формулу проклятия и имя того, кто должен был погибнуть. В иудаизме тоже существовали обряды порчи, которые должны были привести к гибели. Философ Спиноза порвал со своей общиной, чем вызвал страшный гнев соплеменников; убить его они не решились, и провели обряд, во время которого кантор жег свечи из черного воска, разливал красную жидкость, похожую на кровь, желал злосчастному философу лютой погибели, и то же самое делали другие участники обряда. В Коране описывается даже случай, когда злодеи пытались навести порчу на самого пророка Мухаммеда, но он спасся благодаря помощи верного Али — тот залез в колодец и нашел колдовские предметы, которые после этого утеряли свою смертоносную силу. А Коран был написан очень, очень давно! Колдовство, наведение порчи часто упоминаются в Библии, в Ветхом Завете, так что уже тогда в обыденной жизни некоторые люди были склонны прибегать к колдовству, к психическим экспериментам, чтобы навредить врагу, обидчику или просто ненавидимому человеку. В христианской традиции «злое очарование» не только признается фактом, но существуют и святые, которым следует молиться об избавлении от колдовства, от того, что называют порчей. На Кавказе был известен обычай, связанный с так называемым «карлагом» — когда человек совершал преступление и не мог быть наказан по законам шариата или светского суда, старейшины рода собирались и выносили решение о заочном наказании преступника. Все жители селения клали камень на землю, произнося имя виновника и формулу проклятия. Вскоре вырастал холм из камней, он-то и назывался карлагом — через короткое время тот, которого таким образом «психически уничтожили», умирал. Антропологи исследовали культуру племен Полинезии, Малайзии и прочих мест, где по сей день сохранился уклад каменного века — психическое наказание преступника с помощью наведенной шаманом смерти не вызывает никаких сомнений. Ученые не могут полностью объяснить, почему человек, проклятый шаманом, умирает; в ход идет все то же «самовнушение», однако хорошо же самовнушение, которое приводит к физической гибели! Честные исследователи описывали процедуру наведения порчи, и поведение жертвы и ее мучительную смерть, но, как правильно написал Мосс в своей работе «Воздействие коллективно внушенной мысли о смерти», дело антрополога — изложить факты, дело психологов и психиатров — объяснить феномен... Кроме вялых ссылок на самовнушение глупых дикарей, никаких объяснений не последовало. Армянский психолог, профессор Началджян, предположил, что шаман оказывает угнетающие воздействие на работу центральной нервной системы, из-за чего парализуется работа всех внутренних органов, всего организма в целом. Исследователи русских народных верований огромное внимание уделяли вопросам психических воздействий: их изучали Даль, Сахаров, Торэн. Неисчислимо даже количество названий этого феномена; в одних губерниях насчитывалось до нескольких десятков слов, обозначавших разрушительное психическое влияние одного человека на другого. Марсель Мосс описывает случаи смерти русских крестьян вследствие колдовства, наведения порчи: человек просто ложился и умирал без всяких внешних повреждений и видимых причин. Русские цари чрезвычайно боялись порчи; ведь от нее невозможно было защититься ни крепкими запорами, ни силой стражников.Свою странную болезнь облысевший и заживо гниющий Иван Грозный приписывал именно порче, почему перед смертью и собрал в своем дворце всех известных знахарей и «вещих женок», пытаясь справиться с колдовской напастью. В наведении порчи подозревал он бояр после смерти своей любимой супруги; тогда большой разницы между отравлением и «злым очарованием» не делали, слишком похожи были симптомы — интоксикация. Сейчас, кстати, ученые доказали, что во время стресса, депрессии, психической травмы организм действительно вырабатывает самоотравляющие вещества, эндогенные токсины, яды, которые губительно действуют на человека. Известен случай, когда царь Алексей Михайлович, по прозванию Тишайший, один из самых гуманных государей в русской истории, человек глубоко набожный, стремящийся к миру в те жестокие времена, приказал казнить свою старую няньку — та зачем-то ночью в царевых палатах рассыпала соль, за чем и была застигнута. Прорубивший окно в Европу Петр Первый, борец с мракобесием и суевериями, верил в порчу; незадолго до смерти царю донесли, что кто-то посадил в парке дубок вверх корнями. Известие напугало храброго Петра, он приказал искать злоумышленника, выпытать имена соучастников, но вскоре перестал дышать... Европейские правители не меньше боялись порчи; зачастую причиной осуждения на смертную казнь становились найденные восковые изображения правителей, проткнутые иголками, так называемые «вольты», при помощи которых враги пытались умертвить неугодного короля. За наведение порчи казнили так же, как за отравление и государственную измену. В Средние Века пресловутая «охота на ведьм» была связана не только с жадностью и жестокостью инквизиции; слишком широко распространился культ колдовства и знания, связанные с магией. Фома Аквинский и Августин Блаженный не только признавали феномен колдовства и порчи, но и пытались философски и теологически объяснить происходящее, прибегая к слову «малефиций» — делание зла в угоду злым силам. Чудовищные пытки, сжигание людей живьем и прочие ужасы инквизиции были результатом тотального страха перед господством темных сил, перед возможностью смертельного воздействия одних людей на других. Впрочем, подобным образом боролись не только с предполагаемыми распространителями «психической инфекции»; так же убивали больных чумой или проказой, чтобы они не заражали других... Как физические, так и психические эпидемии приводят людей к массовой истерии и чудовищной жестокости. Но чудовищ рождает именно сон разума, отсутствие достоверной информации, и пока наука будет брезгливо отворачиваться от феномена порчи, эту тему будут активно эксплуатировать далекие от образования и честности люди. Все мы обладаем генетической памятью, многие поступки люди совершают инстинктивно, не задумываясь об их глубинном, сокровенном смысле. Поссорившись с кем-то, получив незаслуженное оскорбление, обиду, мы склонны рвать фотографии обидчика, удалять его изображения из компьютера и телефона; иногда ненависть обрушивается на вещи, принадлежащие этому человеку. Стивен Кинг, автор многочисленных романов ужасов, попал под машину и получил тяжелые травмы. Едва оправившись, писатель выкупил сбивший его фургон и пустил под пресс — через некоторое время владелец фургона, виновник аварии, умер без видимых причин, причем именно в день рождения писателя... До сих пор мы видим, как сжигают чучела неугодных политических деятелей и правителей, уничтожают их изображения, проклинают и желают смерти. Неприятная история с раввином, который проклял премьер-министра Израиля, проведя специальный обряд наведения порчи произошла совсем недавно. Потом государственный деятель умер — есть ли связь между этими событиями — доказать невозможно, но слова проводившего обряд раввина очень показательны. «За что вы желаете смерти этому человеку?» — поинтересовались журналисты, на что проклинавший ответствовал: «За то, что он злой и эгоистичный человек»!. О психологических причинах и механизмах порчи я напишу в следующий раз.


© Анна Кирьянова 2011
Психолог Анна Кирьянова официальный сайт Екатеринбург отзывы куда жить Анна Кирьянова отзывы