Телефон для записи на личный прием:

8 (912) 221-21-88
(343) 213-05-54
(343) 202-05-54

Об Анне Валентиновне


Парадоксы добра

  Добро – это хорошо. А зло –это плохо. И надо по мере сил творить добро! Это бесспорные истины. И добрые люди стремятся следовать этому простому принципу – делать добро. В квартире на первом этаже жил очень толстый кот. Чрезвычайно толстый и упитанный. И с трудом он вылезал в форточку, разваливался на газоне и грелся на солнышке. Лишенный природного естества, он был очень спокоен. И даже не сопротивлялся, когда его хотел похитить добрый мужчина в шляпе. Мужчина чуть не заплакал от жалости и поднял кота – с трудом. И умиленным голосом сообщил мне, что это – брошенная кошечка. Она ждет котяток – видите, какой живот? И он возьмет эту кошечку себе, у него уже есть четыре. Ну, будет пятая. И будет заботиться о кошечке, как умеет. Насилу удалось отобрать кота, который индифферентно свисал с рук добродетельного спасителя. И объяснить, что это – не кошечка вовсе. И живет этот кот вот в этой квартире. Мужчина ушел недовольный, что-то бормоча об «извергах». И оглядывался, ища новый объект для приложения своей доброты. Так что скоро в его квартире будет не четыре кошки, а гораздо больше. И напрасно соседи будут, затыкая нос, идти по лестнице и ругаться, и писать в разные инстанции, и жаловаться – все равно правда будет на стороне доброго человека. И, если у него отберут кошек, он наловит новых. Потому что, к сожалению, у него развивается психическое заболевание, разновидность шизофрении, побуждая его помогать животным, а потом – выслеживать и ловить, запирая в ароматной квартире. Так же помогают собакам и прочим несчастным зверям, поселяя их в многоквартирном доме, где люди живут. И живут в несколько стесненных условиях благодаря доброму человеку…

  Вот знаменитый Джек Лондон позаботился, чтобы стесненности не ощущалось – заработал много денег, взял кредит и выстроил циклопический замок из серого гранита и вековых секвой. Замок обошелся очень, очень дорого, но это было воплощение мечты – писатель с детства мечтал о таком замке. Он назвал его «Дом волка». И не для себя мечтал, а для людей; он был гуманистом, любил народ и выстроил этот роскошный Дом Волка именно для того, чтобы заселить его людьми. Теми, кто был ему близок по духу и нуждался в приюте: бродячие философы, поэты и просто бродяги нашли приют в замке. Обстановка там была не очень приятная, по воспоминаниям современников. Бродячие философы и простые бродяги не очень любили мыться и бриться – ароматы были соответствующие. Не стеснялись они крепкого народного словца, не брезговали алкоголем и табаком, обладали хорошим аппетитом, а отношения выясняли самым простым способом – дракой. И нормальные писатели, журналисты и поэты не очень уютно чувствовали себя в замке, о чем с горечью написали. Обстановка напоминала каторжную тюрьму напополам с психиатрической больницей – но без охранников и санитаров. И Дом Волка просуществовал недолго – он сгорел. И, к сожалению, это был поджог – великолепное здание подожгли сразу с нескольких сторон, очевидно – сами постояльцы, о которых так заботился Джек Лондон. Зависть или психические отклонения стали причиной поджога – так и осталось тайной… Писатель страшно переживал, но снова набрал кредитов и с новой силой принялся за работу – начал новый роман. И услышал, как один его друг говорит другому: «Надо жить на денежки Джека – их у него куры не клюют». Джек Лондон впал в депрессию и в сорок лет умер – так и неясно, покончил ли он с собой или передозировал лекарство от астмы и бессонницы, которыми заболел… А ведь он так хотел всех сделать счастливыми и дать приют неимущим! Айседора Дункан была великой танцовщицей и очень доброй женщиной. И, посетив Грецию, привезла оттуда в Париж хор греческих мальчиков, - бедняжки прозябали в бедности и нищете, а она поселила их в роскошном доме, кормила и поила, одела в белоснежные туники и организовала выступления. Кончилось все тоже не очень хорошо – мальчики быстро превратились в юношей, крепких молодых людей с буйной растительностью. И крайне энергичными повадками, если не сказать больше. Потребности их росли, так что приходилось грабить и красть, а эмоциональный и гордый нрав побуждал к конфликтам – попросту – дракам. И с большим трудом, при помощи полиции, удалось выловить выросших греческих мальчиков в несколько обтрепавшихся туниках, и отправить на родину. Очень напоминает нынешнюю ситуацию с беженцами, не так ли? Хотя намерения у великой танцовщицы тоже были самые благородные… Но благими намерениями часто вымощена дорога в неприятное место. Кроме того, мы живем среди других людей, которые не так благородны и не желают быть жертвой сладкоголосого мальчика с ножиком – ножи у певцов тоже изъяла полиция.

  «Иди, живи средь нищих и бродяг», - написала поэтесса Кузьмина-Караваева, которая впоследствии стала той самой матерью Марией, героически спасая людей от фашистов во время Сопротивления. Вся ее жизнь – пример благородного служения людям. Ежедневный физический и духовный подвиг – и с этим трудно поспорить. Но горожане обходили дом ее стороной, что понятно – туберкулезные больные, бродяги, нищие, беглые преступники и кокаинисты населяли дом Кузьминой-Караваевой. И не очень спешили исправиться, по крайней мере, не сразу. Наркоманка обокрала дочь Кузьминой-Караваевой, а туберкулезный больной – добрых хозяев, которые взяли его на работу. Может, даже и хорошо, что обокрал, а не заразил – туберкулез очень заразен. И священник, живший в этом странноприимном доме, не очень одобрял порядки, царившие там. Его беспокоила брань и клубы табачного дыма; и, знаете, я его очень понимаю. Он настаивал на дисциплине и соблюдении поста, но добрая монахиня считала, что это может обидеть и унизить бродяг. Так что уехать пришлось священнику… И великие подвиги – вдохновляют и просветляют, спору нет. И высокое служение вызывает восторг. Но жить в этом доме или по соседству не очень хочется. Страшно даже представить, что в нашем подъезде кто-то займется такой благотворительной деятельностью. И вот в «Дуэли» Чехова Фон Корен твердо заявляет, что святой, притащивший прокаженного в город, поступил нехорошо по отношению к жителям города. Надобно прокаженного вытащить из города – средств для лечения проказы тогда не было, а смертоносная эпидемия могла распространиться очень быстро… Чехов был великим гуманистом, доктором по профессии, он глубоко знал человеческую натуру. И, словно в насмешку, произошла и с ним мрачная история. Все писатели и биографы ожесточенно ругают хозяина гостиницы, где Чехов провел последние дни – хозяин попросил великого писателя поискать себе другое жилье. И Чехову пришлось снять виллу, на которой он и умер. Съехать писателя попросили из-за ужасного предсмертного кашля, которым он пугал постояльцев. И из-за чахотки, туберкулеза, все того же опасного инфекционного заболевания… Безвестного хозяина упрекают в жестокости; как он мог так поступить? Ведь мы должны быть добрыми! Особенно – по отношению к писателю-гуманисту, который почему-то решил поселиться в многолюдной гостинице, располагая средствами для аренды виллы. И отлично понимая, что кровавый кашель и палочки Коха могут как-то навредить другим отдыхающим – сам же об этом писал… Ругать за недобрый поступок легко – но как бы мы поступили, если бы это была наша гостиница? И наши постояльцы? И что чувствовали бы, проживая в соседнем номере или обедая за соседним столом?... Это и есть – моральный парадокс, парадокс добра. Делая счастливым одного человека – или даже несколько – что причиняем мы другим людям? Какие их ценности ставим под угрозу: покой, здоровье, материальное благополучие, а, может, и саму жизнь? И мы можем решиться поселить наркоманку в своей личной квартире, конечно, имеем полное право. И прокаженного привести к себе. Или бродягу-убийцу, скрашивая его досуг рассказами о добре и свете. Все это возможно. Но наркоманка обокрала дочь Кузьминой-Караваевой. А больной проказой – заразил других горожан. А бродяга поджег дом, в котором погибли люди… И скажут ли вам за это «спасибо» - не общество и читатели, - а те, кто жили рядом и стали жертвами «греческих мальчиков»?

  Писатель Бунин не слишком был склонен к гуманизму. Сложный был человек, непростой, во многом разочарованный. И никому не доверял – даже продукты в лавке брал сразу, не хотел ждать доставки на дом – могут ведь и обмануть! Но тоже однажды проявил гуманизм и милосердие – поселил у себя в доме молодого поэта, по профессии – маляра. Скромный бытовой гуманизм без строительства дома из вековых деревьев. Предоставил комнату и возможность столоваться – жаль стало бесприютного юношу. Маляр, как и следовало ожидать, оказался психически больным человеком. И отравил писателю жизнь; до последних дней терпел Бунин присутствие ненормального поэта-маляра. Жена писателя очень привязалась к несчастному юноше. И маляр мстительно вырывал заботливо посаженные Буниным растения и цветы, если ему что-то не нравилось. И вообще вел себя, как и положено человеку с тяжелым диагнозом. Так что и собственном доме можно создать невыносимую обстановку, хотя добрые намерения Бунина очевидны. Но даже сказать нечего, право, глядя на плоды гуманизма… Вернее – на растоптанные цветы.

  Восхищение вызывает добрый доктор Гааз, который пекся о преступниках, словно о родных детях. Снабжал их за свой счет продовольствием и лекарствами, лечил, лично провожал на каторгу и целовал на прощание, перед смертью или разлукой. Он на коленях вымаливал прощение для преступников у Государя-императора – лично вставал на колени и умолял простить по-христиански. Это благородное и доброе поведение, благие деяния. Но что чувствовал Государь-император? Не причинял ли доктор ему тяжелые нравственные страдания своими мольбами – ведь надо пойти против закона, против привычной справедливости и отпустить с миром грабителя и убийцу. Который вряд ли исправился; и кто будет нести ответственность за его дальнейшие злодеяния? Доктор Гааз или Государь? И что почувствуют родственники жертвы, когда убийцу, покрыв поцелуями и угостив пирожками, отпустят на все четыре стороны? Парадоксы добра существуют, надо только внимательно посмотреть вокруг. И вспомнить, что вокруг – другие, ни в чем не виновные люди, которые вынуждены жить с заразным больным, хвататься за карман при встрече с «греческим мальчиком», осторожно обходить дом, населенный бродягами, вдыхать клубы табачного дыма, слушать разухабистую брань, да еще и не морщиться, чтобы не обидеть ненароком тех, кому и так плохо. И Честертон как-то сказал: есть оскорбительный оптимизм за чужой счет. И, очевидно, есть такая же благотворительность – за чужой счет. И мы вольны творить добро и отдавать все, что имеем, нуждающимся, - но только до тех пор, пока не будут ущемлены интересы других людей. И не возникнет опасность для них. Мудрая Агата Кристи сказала, что главное, по ее мнению – безопасность нормальных добрых людей. Вот это – главная цель общества. И нарушать безопасность нормальных людей не надо, даже из самых благих побуждений. А Ярослав Гашек привел пример и вовсе мрачный, но поучительный – один господин подобрал замерзшую собаку, принес домой и сунул в постель к жене. Собака оказалась бешеной и всех перекусала. Пример неприятный, но вполне жизненный – в последнее время призывы к благородной благотворительности и толерантности звучат отовсюду. И обвинение в отсутствии доброты тоже очень часты; стоит только напомнить об интересах других людей, не бродяг и не больных, не беженцев и не нищих. И вот, поневоле принужденные к соучастию в добром деле, мы идем, затыкая нос, мимо квартиры, густонаселенной кошками; суем мелочь в грязную руку очередного мальчика, понимая, что в другой руке может быть ножик, не спим ночью после просмотра ленты в соцсетях, где окровавленные дети и растерзанные животные напоминают простую истину: надо быть добрым! Да мы и так добрые! Не надо напоминать! Злодеям напомните об этом, пожалуйста! А не угощайте их мармеладом и табаком за наш счет… Не вымаливайте им прощение на коленях – мы их боимся! Но так страшно прослыть недобрым человеком – вот же, хозяина гостиницы до сих пор ругают! И мы стараемся помогать или не мешать, по крайней мере, тем, кто творит добро. Хотя и несколько парадоксальное…


© Анна Кирьянова 2016
Психолог Анна Кирьянова официальный сайт Екатеринбург отзывы куда жить Анна Кирьянова отзывы