Телефон для записи на личный прием:

8 (912) 221-21-88
(343) 213-05-54
(343) 202-05-54

Об Анне Валентиновне





Парадоксы семьи —

  их немало. И сейчас ученые говорят о том, что само существование семьи становится парадоксальным. На протяжении всей истории человечества семья была исключительно важна для выживания. Это – племя, стая, общность людей, объединенных кровными и хозяйственными узами, борющихся вместе за жизнь в этом суровом мире. И задачи семьи были понятны: совместный труд, накопление и сбережение имущества, рождение и воспитание детей… Семья была сложной; родители, дети, родственники, домочадцы, челядь и рабы – все это семья. Но все изменилось, и функции семьи стали понемногу отмирать – в современном обществе человек вполне способен выжить и в одиночку. Даже удобнее жить одному; тяжелый совместный труд отошел в прошлое, не надо пахать землю и собирать урожай, делать припасы, присматривать за десятью отпрысками. И в европейских супермаркетах все большей популярностью пользуются замороженные полуфабрикаты – обед или ужин для одного человека… А ребенка можно родить и без семьи; и зачать можно без супруга, и воспитать, и образование дать, и вырастить достойным членом социума. Так функции семьи, описанные мудрыми учеными, исчезают; наоборот, иметь большую семью становится обременительным. Да в нуклеарной, простой семье из двух родителей и ребенка больше нет необходимости. С функциями большой древней семьи справляется и одни человек. Однако семья продолжает существовать, как ни странно; и люди стремятся быть вместе, поддерживать родственные отношения, вступать в брак, заводить несколько детей… Потому что главная функция семьи сейчас – психологическая. Семья в первую очередь – это психологическое убежище. Место, где человек может и должен чувствовать себя защищенным, любимым, счастливым. Семья удовлетворяет одну из базовых потребностей человека – потребность в безопасности, прежде всего, психологической. И членов семьи в идеале объединяют не хозяйственные отношения, а духовная, моральная общность, взаимная любовь и доброжелательство. Потому семья и сохраняется сейчас – потребность в убежище вечна. И потому так ярко видны проблемы, конфликты, противоречия; ведь они противоречат самой идее существования семьи. И это – главная причина распада отношений; ничто не держит нас вместе, кроме любви и взаимного уважения. Нет любви – нет семьи. Потому что не надо вместе охотиться, возделывать землю, обороняться от врагов, делать припасы; осталось главное – любить и защищать друг друга. Но именно это – самое трудное, самое сложное, хотя и совершенно нематериальное.

  Внутри семьи есть два главных персонажа, вокруг которых проявляется древний конфликт. Две архетипические фигуры определяют отношения в семье, так издревле сложилось: это свекровь и теща. Чехов и Аверченко сто с лишним лет назад просили не посылать в редакцию «бородатые» анекдоты и рассказы про тещу; это устарело и уже приелось! Устарело, бесспорно. Но эти древние анекдоты еще в Месопотамии считались «бородатыми»; и все равно веселили сердце. Теща – это очень, очень забавно! – так и египтяне посмеивались, и римляне, и греки. Над тещей можно посмеяться. А вот про свекровь – только страшную сказку или мрачную песню сложить, как у Некрасова: «свекровь-матушка велит больше бить, велит кровь пролить!»… А в уголовных хрониках Пермской губернии 18-19 века наибольшее количество убийств в крестьянской среде совершалось не разбойниками, не лихими людьми – свекрови убивали молодых невесток. И в далекой Индии огромное количество убийств невесток свекровями происходило и происходит; обычным поводом становится желание для сына нового, более выгодного брака. И свекровь отягощает свою карму преступлением. Или берет грех на душу, как на Руси говорили. Хотя на самом деле причина куда глубже – это генетическая ненависть и неприязнь к невестке. Психоаналитики считали, что исток ненависти – подавленная ревность и тайное влечение к собственному сыну; свекровь ведет себя как старшая жена в гареме, прилагая все усилия, чтобы избавиться от молодой и красивой наложницы и снова завладеть сердцем – и телом – султана. В некоторых случаях, патологических и мрачных, так и бывает, наверное. Но есть и другой ответ, более интересный и приемлемый. Почему свекровь внушает ужас и трепет, «свекровь - сверну кровь», а теща – вызывает смех и служит объектом шуток? Это относится еще к родоплеменным отношениям, считают некоторые антропологи. Браки внутри племени не приветствовались по понятным причинам; близкородственные связи не могут дать здорового потомства. И за женой необходимо было идти к соседям, в другую «стаю»; это потом появилась традиция «выкупа» невесты за подарки и ценности. Мирная, хорошая, в целом, традиция; ибо есть, с чем сравнивать. Ведь прежде поступали гораздо проще; и отголоски этого простого поступка тоже дошли до наших дней – невесту просто похищали. Нападали на соседей, убивали родителей, а невесту хватали и волокли в свою семью, домой, к маме… И похищенная девушка из чужого племени, побежденного и ограбленного, маме не нравилась – все в ней чужое какое-то, не наше. Ты, сынок, поторопился с выбором. Надо было тщательнее выбирать. Неприязнь, ненависть к «чужому», побежденному – вот она и лежит в истоках генетической неприязни свекрови к невестке. И в основе инстинктивной неприязни невестки к новой «маме» тоже лежит родовая память о вхождении в семью. Невестка не может забыть и простить свое положение и «начало знакомства». А свекровь с трудом удерживается, чтобы невестку не приготовить на обед – ведь в те далекие времена каннибализм был обычным делом; для этого и совершались набеги на соседние, более слабые племена. И при встрече двух интеллигентнейших женщин генетическая память не дремлет, дает о себе знать – возникает психологический бессознательный барьер, для преодоления которого надо приложить огромные моральные усилия. И, если люди находятся на одном духовном и интеллектуальном уровне, они смогут прекрасно ужиться и любить друг друга. Подавляя инстинктивные вспышки неприязни; они все равно возможны, с инстинктами полностью покончить нельзя. Но с ними можно и нужно работать. Кстати. второе название для «невестки» в переводе с древних языков звучит так: «дочь-служанка», или «дочь второго сорта». И настороженность пройдет не сразу, нужно время, чтобы преодолеть родовую неприязнь…

  С тещей все мягче и проще обычно. В самом деле, теща изначально ограблена, побеждена и унижена. Это ведь на ее племя напали, у нее отобрали дочь; пусть радуется, что не убили – раньше просто убивали родителей жены. И зять изначально – победитель, добывший богатые трофеи. Какая истинная ненависть может быть у победителя к побежденному? Правильно, никакой. Так, легкая насмешка и удовольствие от собственного великодушия. Мало того, что я тебя не убил; я еще разрешаю тебе посещать мою хижину и есть из моего котла; хотя ты меня сильно раздражаешь своей самонадеянностью, дорогая теща! Интересно, что Фрейд описывает такое табу в племенах полинезийцев – тень тещи не должна касаться тени зятя. Иначе ее следует немедленно убить за оскорбление. И вообще – ей следует прятаться от зятя и поменьше показываться ему на глаза, чтобы опять же, не оскорбить и не раздражить. Спустя тысячи лет все это вылилось в анекдоты, забавные и не очень, которые так любят рассказывать зятья о своих тещах. Смешное не может быть страшным и опасным; анекдоты – это юмор великодушного победителя, который оставил врага в живых и даже вот – посмеивается над ним… Смех все лечит, все исправляет; и добрые чувства сохраняются и преумножаются, если отношения правильно построены. Да даже если и не очень правильно – ненависти нет. И результаты опроса удивили ученых – на самом деле, зятья относятся к теще куда теплее, чем кажется. И одним из лучших ее качеств называют «чувство юмора». А тещи в большинстве своем тепло относятся к зятьям; перечисляют их недостатки и минусы, но потом добавляют главное положительное качество: «он шутник!». Это удивительно, но так и есть – добрые отношения тещи и зятя успешно развиваются при наличии чувства юмора. И анекдоты о тещах хорошие тещи не считают оскорбительными – это же шутка! Да и зять не вкладывает ненависти в критику тещи, хотя она может его раздражать и сердить. Вот была страшная теща у маркиза де Сада; люто она ненавидела беспутного зятя, по ее доносу маркиза посадили в Бастилию. Он тоже, конечно, человек был весьма своеобразный, достаточно его романы почитать… Но реального зла маркиз не делал, писал гнусности да философствовал в будуаре. А потом – в Бастилии, благодаря теще. Эта теща просто преследовала маркиза. Но вот произошла революция, де Сада освободили и даже дали вольнодумцу отличную должность – подписывать списки тех, кто пойдет на гильотину. И в этом списке маркиз увидел фамилии тестя и тещи. Рискуя собственной жизнью, распутный философ вычеркнул их из списка. Предупредил и снабдил деньгами для бегства… И эта история хорошо иллюстрирует отношение нормального зятя – а пусть даже ненормального, как маркиз де Сад, - к родителям жены, к теще. Он ей все простил и спас жизнь, хотя и сам мог погибнуть. Так что конфликт тещи и зятя обычно вполне решаемый, просто следует проявить терпение. И побольше чувства юмора; ведь, как выяснилось, именно оно надежно цементирует отношения с зятем.

  Преодолеть инстинктивную неприязнь можно. И нужно. Поэтому семья и продолжает существовать – существует то, что развивается и эволюционирует. И именно сейчас наступило время для «проработки» извечного конфликта, конфликта между родственниками мужа и жены. Древние мрачные пережитки уходят в прошлое, если есть духовная и интеллектуальная общность между членами семьи. Проще говоря, ум и доброе сердце. И желание убить и съесть заменяется желанием защитить и накормить, обнять и понять другого человека – ведь он пришел в нашу семью по простой причине – по любви. Единственная причина брака сейчас – это любовь. Корысть, совместный труд, общая оборона от врага, - все это ушло в прошлое. И новый член семьи приходит потому, что он полюбил. И такого человека следует тоже принять и полюбить, с юмором отмечая вспышки древних инстинктов; они могут напоминать о себе даже в душе образованного и доброго человека. Психологическое убежище жизненно необходимо человеку, поэтому семья будет существовать всегда. Если это место, где нам примут, не обидят, всегда встанут на нашу сторону, поддержат и поделятся в трудную минуту. И исследования последних лет показали: долго живут и чувствуют себя здоровыми люди, которые имеют хорошие отношения «со своими». У таких людей не меньше нездоровых привычек и стрессов, не меньше конфликтов с «чужими», утрат и проблем – но со «своими» отношения всегда остаются хорошими. И это – залог долгой жизни, крепкого здоровья и душевного равновесия. И свекровь была девушкой-невестой, и молодой невесткой, и любящей молодой мамой; и теща была доброй девочкой, любимой мамочкой; роли разные в семье и в жизни. Но любовь все меняет к лучшему, любовь и принятие другого человека – все нуждаются в психологическом убежище. А убежище осталось одно на всех – это наша семья. Другого нет. Поэтому немного подвинемся и обнимем близких; вместе лучше!



© Анна Кирьянова 2016

Психолог Анна Кирьянова официальный сайт Екатеринбург отзывы куда жить Анна Кирьянова отзывы