Телефон для записи на личный прием:

8 (912) 221-21-88
(343) 213-05-54
(343) 202-05-54

Об Анне Валентиновне


Портреты и фотографии


Во многих культурах и религиях существовал запрет на изображение человека; по мнению Фрейда, это было связано со страхом магического воздействия. Один из видов магии называется, по Фрэзеру, симпатическим; воздействия на фигурку или портрет определенного человека вызывают такие же влияния на саму личность. В одном из захоронений каменного века, которое насчитывает около 40 тысяч лет, археологи обнаружили фигурку, утыканную стрелами дикобраза — артефакт, доказывающий, что наши далекие предки уже использовали изображения для колдовства и магии. «Ты украл мою душу», — так реагируют туземцы из Меланезии и Гвинеи на попытки их нарисовать или сфотографировать. В Средние века, во время «охоты на ведьм», устроенной инквизицией, страшной уликой служило найденное у подозреваемого в колдовстве изображение короля или папы, или просто какого-то конкретного человека, изготовленное из воска и употреблявшееся для наведения порчи. Русские крестьяне не меньше боялись позировать заезжим художникам. Народное верование гласило: мол, фармазон в белой шляпе рисует «патрет», вербует свою модель в фармазонское общество, а при первых попытках неповиновения стреляет в «патрет» из пистолета — и в тот же час жертва гибнет. «Фармазонами» называли членов тайного общества франкмасонов, которым приписывали знание магии и умение общаться с темными силами. Писать портреты членов королевских фамилий и делать их скульптурные изображения доверяли только проверенным, благонравным художникам, как правило — состоявшим при дворе.

Согласно легенде, мать писателя Тургенева, отличавшаяся крутым нравом, разбила в гневе дагерротип, на котором были изображены незаконные дети брата писателя. Дагерротип, старинный прообраз фотографии, брат писателя подарил матери, чтобы смягчить ее суровое сердце, вызвать любовь к внукам. Но помещица швырнула портрет об пол, он разбился, и в тот же час дети тяжело заболели.

Великим портретистом был художник Илья Репин, вот только с каждым гениальным портретом желающих позировать ему становилось все меньше и меньше. Кого бы ни написал Репин — смерть не заставляла себя долго ждать. Из самых известных портретов смертельными оказались изображения композитора Мусоргского и хирурга Пирогова — через день после завершения работы они умерли. А Столыпина, министра царского двора, застрелил революционер Богров. Писатель Гаршин покончил с собой — бросился в пролет лестницы и в муках скончался. Еще восемь изображенных лиц преждевременно умерли. Репин дружил с учеными-психологами и психиатрами, очень интересовался наукой, пытался сам найти объяснение происходящему, но единственное объяснение состояло в том, что художник интуитивно видел в образе человека черты надвигающейся болезни и смерти, бессознательно отображая их в картине, выбирая в качестве моделей именно тех известных людей, на ком уже лежала «печать смерти». Если в случае с Мусоргским, хроническим алкоголиком, это объяснение еще как-то понятно, то как объяснить насильственную смерть Столыпина? На огромном полотне «Заседание Государственной Думы» изображено много сановников и политиков; почти все они скончались вскоре после написания группового портрета. История с художником Шиловым не менее загадочна — всю жизнь он писал портреты своей любимой дочери; девочка скончалась от болезни в 16 лет. В одном из ужасных своих рассказов Эдгар По пишет о художнике, который создал гениальный портрет своей горячо любимой жены. Чем прекраснее и жизненнее было изображение, тем слабее и болезненнее — супруга живописца. Вместе с последним мазком она испустила дух.

Можно ли воздействовать на человека через его изображение? В середине прошлого века американец Тед Сириус по прозвищу «пьянчужка Тед» поразил ученых странной способностью: он смотрел на фотографию человека, а потом переводил взгляд на фотопленку — там отпечатывалось размытое, но узнаваемое изображение. Каким-то образом с помощью взгляда он сканировал фотографию; последующие опыты и изыскания в этом направлении были не менее удивительными. Выбрав пять здоровых цыплят, исследователи пометили одного и раздали его фотографию больным людям, предложив просто смотреть на портрет цыпленочка и просить у него здоровья, отдавая ему свои болезни. Цыпленок прожил недолго, зачах и захирел, а его собратья продолжали радоваться жизни... Опыты с воздействием на человека по фотографии проводили в НКВД; в этом страшном ведомстве вообще питали слабость к оккультным практикам, связанным с подчинением людей, изучением их подсознания — по мнению исследователей, опыты дали положительный результат, но архив был тщательно засекречен. Еще до войны советские ученые-биофизики открыли так называемый эффект Переноса Информационного Действия — когда влияние на фотографию человека приводило к изменениям в его поведении. Нацист Гиммлер активно занимался экспериментами в той же области, лично курируя опыты над югославским студентом в Риме в 1943 году; опыты оказались удачными, только вот студент погиб при загадочных обстоятельствах. В шестидесятые годы прошлого века в Ленинградском Университете работал прославленный профессор Васильев, активно изучая загадочные явления человеческой психики. Взяв несколько фотографий студентов, Васильев погрузил их в гипнотический транс — по фотографиям! И опять опыт удался — пятеро испытуемых погрузились в сон, причем один из них в это время курил в неположенном месте... Американский Сенат потребовал отчета у Министерства Военно-морского флота по поводу гигантских сумм, истраченных на какие-то загадочные исследования; пришлось военным приоткрыть карты и в том числе отчитаться в психологическом эксперименте, когда по фотографии пытались дистанционно воздействовать на командиров подводных лодок, внушая им маршрут и нахождение цели. И опять — результаты опытов оказались положительными.

Неслучайно так трепетно относились короли и вожди к своим портретным изображениям, неслучайно так жестоко наказывали тех, кто уронил портрет товарища Сталина в грязь во время демонстрации, а лица выявленных врагов народа тщательно замазывали чернилами на иллюстрациях в учебниках. Во время политических кампаний и военных конфликтов врагов всегда старались изобразить карикатурно, омерзительно, придавая их чертам сходство с отвратительными животными: крысами, свиньями. А самих противников нарисовать проткнутыми штыками, растоптанными, расплющенными — чем вам не магия? Проткнутый стрелами и копьями бизон на стене пещеры Альтамира — прообраз крысы-Гитлера, пронзенной штыком советского солдата. Это все та же попытка симпатической магии, воздействия через изображение. Гитлер, кстати, объявил карикатуристов Кукрыниксов своими личными врагами и заочно приговорил их к смертной казни, понимая, какое огромное влияние имеют их зловещие для него карикатуры. И каждый человек интуитивно стремится приукрасить свое изображение, представить себя более гармоничным и совершенным, чем он есть на самом деле, а уродливая карикатура или шарж вызывают подсознательный протест, портят настроение. Интересный опыт был связан с деятельностью одного пермского психиатра — обладая способностью к ваянию, он стал делать скульптурные портреты своих пациентов, причем старался вложить в изображение спокойствие, убрать следы болезни, сгладить тревожное и депрессивное выражение лица. К изумлению других врачей, больные стали поправляться, их состояние улучшилось, но полного научного объяснения феномену такой терапии так и не было найдено.

В последнее время психологи активно исследуют изображение человека, но уже несколько с другой точки зрения. Что можно узнать по фотографии? Как психологические качества связаны с внешностью? Обычной группе студентов предложили несколько фотографий руководителей фирм и дали задание — распознать удачливых бизнесменов и неудачников, которые приведут организацию к краху. В итоге почти все ответы оказались правильными! Точно так же девушки успешно распознавали по фотографиям отличных любовников-мачо и прекрасных отцов семейств. Писатель Сергей Довлатов как-то обмолвился о том, как меняются на фотографиях лица умерших, приобретая иное выражение... А известный французский писатель говорил о том, что людей, которых ждет короткая и трагическая жизнь, можно распознать по фотографии — лица их с детства скорбны, они никогда не улыбаются. Это утверждение приводят исследователи жизни и творчества поэтессы Марины Цветаевой — странны и трагичны портреты ее сына Георгия, прожившего 19 лет и за свою короткую жизнь потерявшего почти всех своих близких...Исследователи творчества Высоцкого тоже говорят о его детских фотографиях, на которых большое внимание обращает на себя серьезность, скорбность выражения его еще детского лица.





© Анна Кирьянова 2010
Психолог Анна Кирьянова официальный сайт Екатеринбург отзывы куда жить Анна Кирьянова отзывы